James Joyce, 1882~1941, один из самых влиятельных писателей 20-го века, литературный критик и поэт ~
Осознание важности каждого момента жизни привело Джойса к установке, согласно которой в мире, сумевшем обратить в бессмысленное и осмеянное всё то, что когда-то было величественным — здесь больше не нужно искать возвышенного. Его нужно создавать, и именно на основе совершенно обыкновенной, банальной, порой даже вульгарной повседневности.
История об очень обыкновенном дне очень обыкновенного человека сначала должна была воплотиться в жизнь только как один из мини-рассказов в 'Дублинцах'; но когда Джеймс понял, какие возможности открывает идея деконструкции гомеровского мифа для создания мифа об обычной жизни 'маленьких людей', Джойс решил отложить эту идею в сторону, чтобы однажды развить ее в чем-то гораздо большем. В романе 'Улисс'.
Улисс — это прежде всего современный миф: миф о тривиальном — единственно возможном в не_героическом мире, лишенном всякой возвышенности.
Вместо того чтобы сердиться на то, что Леопольд Блум — единственный Одиссей, которого может восхвалять трусливый двадцатый век, Джойс говорит: миф умер, да здравствует миф.
Последнее 'да' неверной Пенелопы — это не безропотное смирение с ужасом пустоты, а инстинктивное, радостное принятие жизни такой, какая она есть.
Джеймс Джойс, писатель без дома в жизни и литературе, написал бездомную книгу (поэтому в конце написано Триест-Цюрих-Париж, 1914~1921) о героях, которые тщетно ищут свой дом, и вместе с ней он стоял во главе длинной процессии перемещающихся лиц, ознаменовавших собой литературу прошлого века. Многие из них — как Набоков или Киш — никогда не скрывали, что 'вышли из пальто Джойса'.
Джойс, на мой взгляд, определил в этом романе свой жизненный путь — отказ от всех форм коллективного сознания и полный индивидуализм, который не чурается ни творческого самопожертвования, ни какой-либо формы участия в реальной жизни. Даже той из форм, которая по различным критериям определяется как 'грех'.
Такое удивительное сочетание аскетизма и гедонизма доступно только тем, кто по-настоящему силён и по-настоящему уверен в себе. Постоянное стремление достичь чего-то подобного, вероятно, является одним из самых благородных способов прожить свою жизнь.
Наверное, это мой любимый роман, потому что он был самым сложным, и поэтому, я полагаю, нужно было бы считать его в некотором роде и самым ненавистным, так как после него я все еще не могу найти что-то, чтобы снова 'поднять планку'.